Лицензия №1325-Б/С от 26.10.2015

 В корзине заказов:  0

О переходе унитарных предприятий (гуп, муп) на 44-фз

01.08.2016
О переходе унитарных предприятий (гуп, муп) на 44-фз

  " О переходе унитарных предприятий (гуп, муп) на 44-ФЗ"

Кирилл Владимирович Кузнецов

НАШ Эксперт в сфере закупок, руководитель Центра эффективных закупок Tendery.ru

 

С 1 января 2017 года унитарные предприятия, ранее закупавшие товары, работы и услуги по правилам государственно-корпоративных закупок (223-ФЗ[1]), переходят на закупки по правилам контрактной системы (44-ФЗ[2]).

Для самых нетерпеливых сразу скажем, что необходимо будет:

1. Создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего.

1.1. Разработать и утвердить положение (регламент) о контрактной службе.

1.2. Обучить сотрудников контрактной службы и членов закупочных комиссий.

2. Разработать и утвердить нормативные документы, необходимые для работы.

3. Пройти перерегистрацию в единой информационной системе (ЕИС).

4. Подготовить, утвердить, разместить в ЕИС план и план-график.

А теперь давайте разберемся подробнее, что именно изменится в работе унитарных предприятий, что необходимо сделать до наступления «часа х».

[1] Закон №223-ФЗ - Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
[2] Закон о контрактной системе, закон №44-ФЗ - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

223-ФЗ ИЛИ 44-ФЗ: КЛЮЧЕВЫЕ ОТЛИЧИЯ

Для понимания, что изменится в работе унитарного предприятия, рассмотрим основные отличия закупок по 223-ФЗ и 44-ФЗ.


Требование

223-ФЗ

44-ФЗ

Участник закупки

Физическое, юридическое лицо (юридические лица), соответствующее требованиям заказчика

Физическое или юридическое лицо соответствующий требованиям 44-ФЗ

Планирование

План + План инновационной* продукции и ЛС

План + План-график

Обоснование закупки

Не требуется

Обоснование закупки, нормирование

Способы выбора поставщика

Определяет Положение

Определяет закон

Описание объекта закупки (техническое задание)

Нет специальных ограничений в описании объекта закупки[1]

Ограничения в описании объекта закупки (запрет указания ТЗ, и др.)

Начальная (максимальная) цена

Сведения о НМЦД

Обоснование и определение НМЦК

Условия договора

Нет ограничений в части условий договора и штрафных санкций

Обязательные условия контракта, ограничения штрафных санкций

Изменение условий договора

Возможно изменение условий договора

Ограниченные возможности изменения условий контракта

Экспертиза при приемке

Нет обязательной экспертизы

Обязательная экспертиза, в ряде случаев - внешняя

Импортозамещение

Нет требований по импортозамещению

Запреты и ограничения на иностранную продукцию

Антидемпинговые механизмы

Нет антидемпинговых механизмов

Антидемпинг для торгов

Преимущества для отдельных категорий участников закупки

Преимущества для СМП и ССП*

Преимущества для СМП и СОНКО, ОИ, УИС

Реестр договоров

Реестр договоров

Реестр контрактов

Закупочные комиссии

Нет требований к сотрудникам и членам комиссий

Требования к сотрудникам и членам комиссий, работе комиссий

Административная ответственность

Незначительное число составов административных правонарушений в КОАП

Значительное число составов административных правонарушений в КОАП

[1] Оба закона устанавливают требования в части соблюдения норм техрегулирования, системы стандартизации и т.п.

ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ УНИТАРНОМУ ПРЕДПРИЯТИЮ

1. Создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего

Согласно требованиям 44-ФЗ за закупочную деятельность заказчика с совокупным годовым объемом закупок более 100 млн. руб. отвечает контрактная служба.
Если объемы закупок меньшие, то заказчик на свое усмотрение может либо создать контрактную службу, либо определить контрактного управляющего (одного или нескольких).
Контрактная служба может представлять собой структурное подразделение заказчика, однако возможно ее создание и путем включения в ее состав сотрудников заказчика (без образования структурного подразделения). Во втором случае руководить ей должен заместитель руководителя заказчика.
Закон N 44-ФЗ так же не требует включать в штатное расписание должность контрактного управляющего. Лицо, которое обязано проводить закупки и исполнять контракты, является контрактным управляющим независимо от того, как названа должность в штатном расписании[1].
В филиале самостоятельная контрактная служба не создается, однако его сотрудники могут входить в общую с головной организацией контрактную службу. При этом передавать руководителю филиала полномочия подписывать контракты необходимо на основании приказа руководителя заказчика или доверенности[2].

При этом соответствующие изменения следует внести и в должностные инструкции.
1.1.Разработать и утвердить положение (регламент) о контрактной службе
Контрактная служба действует[3] в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения подготовленного Минэкономразвития (утверждено приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 N 631).
1.2. Обучить сотрудников контрактной службы и членов закупочных комиссий
  • Работники контрактной службы (контрактный управляющий) должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок[4]. Не смотря на то, что подобное требование весьма расплывчато и допускает разные трактовки (например, что достаточно лишь любого высшего образования), исходя из сложившейся практике, рекомендуем все же провести повышение квалификации в сфере закупок.
  • Схожие требования и к членам закупочных комиссий[5], в состав которых заказчик должен включать преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.
  • Вполне легитимное свидетельство о повышении квалификации можно получить за символическую плату у организации, обладающей соответствующей лицензией пройдя программу повышения квалификации продолжительностью от 16 часов. Это не дает знаний, но обеспечивает формальное соответствие требованиям законодательства.
  • Однако стоит все же не экономить на знаниях и при выборе учебной программы ориентироваться на рекомендации, изложенные в совместном письме письмо Минэкономразвития и Минобрнауки России[6]. В частности, рекомендуется проходить обучение по программам продолжительностью не менее 108 часов (для руководителей – 40 часов).
  • Так же целесообразно учесть, насколько учебная программа отвечает требованиям профессионального стандарта «специалист в сфере закупок» [7].


2. Разработать и утвердить нормативные документы, необходимые для работы
Помимо обязательного положения о контрактной службе, для эффективной работы следует так же подготовить
·         положение о комиссии;
·         шаблонную (типовую) документацию для основных способов выбора поставщика (электронный аукцион, запрос котировок и др.);
·         шаблонный проект контракта [8] и др.
Следует так же внести необходимые изменения в Положение о закупке, так как заказчик имеет возможность проводить закупки по закону N 223-ФЗ если:
·         предприятие - исполнитель по контракту привлекает третьих лиц (исключение - контракты с единственным поставщиком, которые заключены на основании актов, принятых президентом или правительством);
·         закупки финансируются за счет грантов.

3. Пройти перерегистрацию в единой информационной системе (ЕИС)

Для проведения закупок по 44-ФЗ необходимо пройти регистрацию в качестве заказчика, а так же получить соответствующую электронную подпись[9].
К сожалению, они различны для работы в качестве заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ.

4. Подготовить, утвердить, разместить в ЕИС план и план-график

Следует уделить данному моменту особое внимание, так как с 1 января 2017 года вступают в силу новые правила планирования по 44-ФЗ.
Так же важно, чтобы сотрудники, участвующие в закупочном процессе понимали требования законодательства, как в плане обязательного планирования, так и невозможности в общем случае провести отсутствующую в плане закупку (без его корректировки в установленные сроки).

ИЗБЕЖАТЬ НЕИЗБЕЖНОГО ИЛИ ХОТЬ НЕМНОГО ЕГО ОТСРОЧИТЬ…
Унитарное предприятие обязано работать с 1 \января 2017 по 44-ФЗ. Однако возможны и такие варианты, как:
·         банкротство (при этом имущество передается иному лицу);
·         преобразование унитарного предприятия [10], в том числе приватизация (преобразование в акционерное общество).
Отметим особо, что путь преобразования в автономное учреждение для многих унитарных предприятий закрыт. В соответствии с законодательством [11], автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах:
·         науки,
·         образования,
·         здравоохранения,
·         культуры,
·         средств массовой информации,
·         социальной защиты, занятости населения,
·         физической культуры и спорта,
а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

Можно так же предположить, что многие унитарные предприятия так же постараются заключить до конца года (а значит – по 223-ФЗ) долгосрочные контракты на обеспечение себя необходимыми товарами, работами и услугами

В качестве заключения можно порекомендовать обсуждение данного на форуме Tendery.ru: http://www.tendery.ru/forum/viewtopic.php?t=2038397


У вас остались еще вопросы? Мы готовы:

-обучить Вас и выдать документ установленного образца;
-проконсультировать;
-пригласить Вас на семинар, который состояится 9 декабря. Экспертами будут:Кузнецов К.В. и Рководитель УФАС России по АО Меркулов Н.С.

баннер 9 декабря 2016г..jpg




______________________________________________

[1] Письмо МЭР от 18.02.2015 N ОГ-Д28-2128.
[2] Письмо МЭР от 09.06.2015 N Д28и-1639.
[3] ч. 1 и 2 ст. 38 Закона 44-ФЗ.
[4] ч.6 ст.38 Закона 44-ФЗ.
[5] Обычно создается одна, единая комиссия. Но в некоторых случаях целесообразно создавать несколько комиссий, например по видам способов выбора поставщика или филиалам.
[6] Письмо МЭР № 5594-ЕЕ/Д28и и Минобрнауки № АК-553/06 от 12.03.2015.
[7] УТВЕРЖДЕН приказом Министерства  труда и социальной защиты Российской Федерации от «10» сентября 2015 г. № 625н.
[8] В соответствии с терминологией 44-ФЗ договор так же является разновидностью контракта.
[9] Во исполнение Приказа Федерального казначейства от 30.12.2015 № 27н "Об утверждении Порядка регистрации в единой информационной системе в сфере закупок и признании утратившим силу приказа Федерального казначейства от 25 марта 2014 г. № 4н" все заказчики должны пройти перерегистрацию в соответствии с новым порядком до 01.01.2017.
[10] ст. 34 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
[11] ст. 2 федерального закона от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».



 


Возврат к списку