Лицензия №1325-Б/С от 26.10.2015

 В корзине заказов:  0

Обзор основных изменений на 2019г.

01.01.2019
Обзор основных изменений на 2019г.


УВАЖАЕМЫЕ НАШИ СЛУШАТЕЛИ ФЗ№223 и ФЗ№44!

Предлагаем вам  Обзор основных изменений на 2019 года.
1. ЗАКОНОПРОЕКТ № 682010-7 «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД» (ПО ВОПРОСУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ О ЗАКУПКАХ). (22 АПРЕЛЯ ЗАКОН ОДОБРЕН СОВЕТОМ ФЕДЕРАЦИИ)

2.О внесении изменений в статьи 56 и 561 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

3. Таблица, изменений в 2019г.

Через 10 дней после официального опубликования ФЗ

Будут скорректированы положения о взимании неустоек с заказчиков и поставщиков в рамках исполнения контрактов, в том числе будут:

 

·        исключены положения об установлении в контрактах фиксированного размера штрафа, что связано в том числе с утвержденными правилами взимания неустоек, согласно которым размер штрафа может зависеть от различных факторов (цена контракта, правовой статус организации, вид работ, вид обязательства);

 

·        установлен точный размер пени, начисляемых поставщикам за просрочку исполнения обязательств (1/300 ключевой ставки ЦБ РФ), что устранит правовую неопределенность между положениями закона и установленными Правительством РФ правилами взимания неустоек;

 

·        введены исключения для случаев начисления пени заказчикам и поставщикам в установленном законом размере, когда законодательством РФ может быть предусмотрен иной порядок их начисления (например, при просрочке платежей за газ и услуг по транспортировке газа размер пени зависит от количества дней просрочки: до 60 дней просрочки – 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ, с 61 до 90 – 1/170, с 91 дня и далее – 1/130).

 

Минфину России будет предоставлено полномочие на разработку и утверждение типовых контрактов, типовых условий контрактов в случае отсутствия таких типовых документов, утвержденных профильными органами власти или госкорпорациями.

 

В полном объеме будут исключены положения Федерального закона № 44-ФЗ, регламентирующие обязанность заказчиков по подготовке отчетности по контрактам (об исполнении, изменении и расторжении контрактов).

 

С 10 до 5 рабочих дней уменьшится срок проведения ФАС России проверки на достоверность полученных от заказчика сведений о поставщике в целях включения сведений о нем в РНП.

 

Также с 10 до 5 календарных дней с даты размещения в ЕИС протоколов, составляемых в ходе закупки, сократится предельный срок обжалования участниками закупок действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, а также операторов электронных площадок.

 

Обжаловать связанные с заключением контракта действия (бездействие) указанных субъектов контроля смогут только те участники закупок, с которыми заключается контракт.

 

Субъекты контроля, действия (бездействие) которых обжалуются, смогут не предоставлять сведения для рассмотрения жалобы по существу, если такие сведения размещены на официальном сайте ЕИС. При этом сведениям, размещенным на официальном сайте, будет предоставлен приоритет по отношению к информации и документам, составленным в ходе определения поставщика или аккредитации участника закупки на электронной площадке.

Через 90 дней после официального опубликования ФЗ

Заказчикам не нужно будет размещать в ЕИС извещения об осуществлении любых закупок у единственного поставщика;

 

Обосновывать цену контракта и прилагать такое обоснование к проекту контракта нужно будет при заключении контракта с единственным поставщиком в отдельных случаях, например, при закупке работ и услуг, оказываемых органами власти и их подведомственными организациями, в целях ликвидации аварий и в режиме ЧС, для оказания неотложной медпомощи, для управления многоквартирными домами, закупки коммунальных услуг, услуг лечения гражданина РФ за рубежом;

 

Будут исключены положения о проведении экспертизы поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг с привлечением экспертов в случае осуществления закупок у единственного поставщика, но за Правительством РФ оставляют полномочие на определение случаев проведения обязательной экспертизы при приемке исполненных поставщиками исполненных по контракту обязательств.

С 1 Июля 2019 г.

На операторов электронных площадок будет возложена обязанность ведения реестра участников закупки, получивших аккредитацию на электронной площадке.

 

Только те участники закупок, которые разместили в реестре сведения, смогут подавать заявки на участие в закупках с установленными дополнительными требованиями к участникам закупок. При этом сведения из реестра будут направляться оператором электронной площадки в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе с применением программно-аппаратных средств электронной площадки, а при отсутствии документов в реестре, заявка будет возвращаться участнику закупки в течение 1 часа с момента получения ее оператором электронной площадки.

 

Кроме того, на Правительство РФ будут возложены полномочия на определение порядка установления требований к формированию и размещению в ЕИС, на электронной площадке информации и документов, предусмотренных Федеральным законом №44-ФЗ.

 

В случае, если законодательством Российской Федерации с целью заключения договора (контракта) в рамках отношений, не регулируемых Федеральным законом №44-ФЗ, предусмотрена обязанность проведения процедур закупок в соответствии с Федеральным законом №44-ФЗ, то при их проведении положения о национальном режиме закупок, об идентификационном коде закупки (ИКЗ) и каталоге товаров, работ, услуг, о преимуществах отдельным категориям участников закупок, о требованиях к содержанию контрактов и к банковскому сопровождению не будут применяться без специального на то указания.

 

 

Также с 1 июля 2019 г. будет регламентировано проведение закупок, при осуществлении которых невозможно заранее определить количество товаров, работ, услуг, необходимость в которых возникнет при исполнении контракта, независимо от объекта закупки. В настоящее время такая возможность существует при осуществлении закупок отдельных работ и услуг.

 

Для этого вводится понятие начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги. Заказчики должны будут определять и обосновывать цену каждой единицы товара, работы, услуги, а также сумму таких единичных расценок с использованием методов, установленных в настоящее время для определения НМЦК и требований к нормированию закупок.

 

Заказчик получит возможность в случае отказа от заключения контракта с победителем заключить контракт с иным участником закупки, предложившем такую же, как у победителя или лучшую после победителя сумму цен единичных расценок.

 

При этом отмечается, что до 1 октября 2019 г. осуществление закупок лекарственных средств с указанием цены единицы товара, а также начальной суммы цен единиц товара и максимального значения цены контракта не будет допускаться.

 

НМЦК, цена контракта с единственным поставщиком, начальная цена единиц товаров, работ, услуг и их сумма, максимальное значение цены контракта и ИКЗ будут указываться в информации и документах, размещаемых в ЕИС, с использованием ЕИС. При этом из положений закона исключается описание порядка формирования ИКЗ, а также требование об указании объекта закупки в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг.

 

Проектно-сметный способ определения НМЦК будет применяться и при осуществлении закупок на выполнение работ по сносу объектов капитального строительства.

 

Если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения, цена каждого этапа должна будет устанавливаться в размере, сниженном пропорционально снижению НМЦК участником закупки, с которым заключается контракт.

 

Вступит в силу исключение из общего правила установления срока оплаты по контракту в размере 30 дней, он может быть иным в случае, если это будет предусмотрено законодательством РФ.

 

При этом срок возврата заказчиком поставщику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, не должен будет превышать 30 дней с даты исполнения им обязательств, предусмотренных контрактом, а в случае заключения контракта по итогам процедур для СМП, СОНКО – этот срок не должен будет превышать 15 дней с даты исполнения соответствующих обязательств.

 

В качестве подтверждения добросовестности участник закупки с НМЦК свыше 15 млн рублей, снизивший НМЦК на 25 и более процентов, будет предоставлять сведения о трех контрактах, исполненных им за последние 3 года (с учетом правопреемства) без неустоек, с учетом того, что цена одного из них должна составлять не менее чем 20% НМЦК, указанной в извещении и документации о закупке. При этом исключается положение о том, что в случае если такая информация не предоставляется участником, размер предоставляемого обеспечения должен быть не менее размера аванса. При заключении контракта с применением антидемпинговых мер нельзя будет выплачивать аванс.

 

Будет предоставлена возможность включать в извещения информацию об ориентировочной цене контракта либо формуле цены и максимального значения контракта в случаях, которые определены Правительством РФ.

 

В части требований Федерального закона № 44-ФЗ об обеспечении заявок будут внесены следующие изменения:

 

- будет исключен нижний предел НМЦК, при котором обеспечение заявки на участие составляет от 0,5% до 1%, в связи с чем у заказчиков возникнет право устанавливать обеспечение заявок при осуществлении закупок с НМЦК ниже 1 млн рублей (нижнее пороговое значение, при котором заказчик обязан устанавливать требование об обеспечении заявок);

 

- будет введена обязанность банка информировать оператора об отсутствии незаблокированных средств на специальном счете в течение 1 часа с момента получения информации от оператора электронной площадки об участнике закупок и размере средств, подлежащих блокированию, а также обязанность оператора возвращать заявку в течение 1 часа с момента получения указанной информации от банка;

 

- будет уточнен порядок перечисления обеспечения заявок участников закупок, признанных несоответствующими по вторым частям заявок, в бюджет: с 1 июля 2019 г. если в течение одного квартала календарного года на одной электронной площадке в отношении 3-х и более заявок участника закупки заказчиком принято решение о признании заявок несоответствующими в связи с непредоставлением сведений, несоответствия документации о закупке, наличия недостоверной информации, а также при несоответствии подавшего их участника закупок установленным единым и (или) дополнительным требованиям к участникам закупок, то денежные средства в размере обеспечения каждой третьей такой заявки будут перечисляться в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ, если только контрольный орган в сфере закупок не примет решение о признании заявки соответствующей;

 

- будут скорректированы правила отправки оператором электронной площадки в банк информации для разблокировки обеспечения на специальном счете после публикации итогового протокола процедуры: будет направляться информация обо всех участниках закупок, не признанных победителями, за исключением тех, у которых в течение текущего квартала календарного года признана несоответствующей третья заявка в связи с непредоставлением сведений, несоответствия документации о закупке, наличия недостоверной информации, а также при несоответствии установленным единым и (или) дополнительным требованиям к участникам закупок. Информация о таком участнике будет отправляться в банк через 30 дней со дня размещения протоколов подведения итогов, а банк в течение 1 рабочего дня с момента ее получения должен будет осуществить перечисление в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ.

 

Гарантийные обязательства должны будут предусматриваться при осуществлении закупок в отдельном порядке. В контракт нужно будет включать условия о порядке и сроках оформления результатов приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком обеспечения гарантийных обязательств, если требования к их предоставлению были установлены. Оформление документов о приемке исполненных по такому контракту обязательств будет осуществляться только после предоставления поставщиком гарантийного обеспечения. В качестве гарантийных обязательств также можно будет вносить денежные средства либо предоставлять банковскую гарантию, при этом поставщики смогут изменять способ обеспечения таких обязательств и (или) предоставлять взамен новые.

 

Существенно изменятся условия проведения «коротких» аукционов, при осуществлении которых извещение размещается в ЕИС не менее чем за 7 дней до даты окончания срока подачи заявок. Сейчас в качестве единственного условия установлен максимальный предел НМЦК в 3 млн рублей. Согласно поправкам указанное предельное значение будет увеличено до 300 млн рублей, а в случае проведения строительных работ - до 2 млрд рублей.

 

Кроме того, до 3 рабочих дней сокращается срок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, а днем проведения аукциона будет являться рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие (в действующей редакции – по истечении 2 дней с даты окончания указанного срока).

 

Также исключается требование о минимальном размере шага аукциона в 100 рублей, и уточняется значение шага аукциона при проведении аукциона на право заключения контракта повышение – его размер составит до 5% цены контракта, до достижения которой проводится в этом случае аукцион (100 млн рублей).

 

При признании запросов предложений (как «бумажных», так и электронных) несостоявшимися в связи с отсутствие поданных заявок, заказчики получат возможность осуществить закупку у единственного поставщика по согласованию с ФАС России.

 

Заказчики получат возможность осуществлять у единственного поставщика малые закупки стоимостью до 300 тыс. рублей (годовой объем таких закупок оставлен без изменений), а предельная стоимость закупки лекарственных препаратов, назначенных пациентам при наличии медицинских показателей по решению врачебной комиссии, поднимется с 200 тысяч до 1 млн рублей.

 

В целях упрощения закупок в сфере строительства с 1 июля 2019 г. вступят в силу изменения о том, что в случае осуществления закупок работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, в том числе линейного, в описание объекта закупки необходимо будет включать проектную документацию, за исключением случаев, если градостроительным законодательством не предусмотрена подготовка проектной документации либо заключаются контракты жизненного цикла, в предмет которых входят работы по проектированию. При этом наличие проектной документации будет считаться надлежащим исполнением требований по описанию объекта закупки.

 

Отличительной особенностью проведения таких электронных аукционов будет являться то, что первой частью заявки участника закупки на участие в электронном аукционе будет считаться поданное с применением программно-аппаратных средств электронной площадки согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе. Участник закупки, чья заявка не будет возвращена оператором в соответствии с требованиями закона, будет считаться допущенным к участию в процедуре, при этом заказчикам не потребуется оформлять протокол в этом случае.

 

Электронный аукцион в указанном случае будет проводиться через 4 часа после окончания срока подачи заявок на участие в нем, а первую и вторую части заявок оператор будет направлять заказчику в течение 1 часа после размещения протокола проведения электронного аукциона.

 

Кроме того, расширяется перечень случаев изменения существенных условий контрактов при их исполнении. Внести изменения станет возможно в следующих случаях:

 

- если при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение строительных работ или работ по сохранению объектов культурного наследия. При этом можно будет изменить цену контракта не более чем на 10%;

 

- если срок контракта на выполнение строительных работ или работ по сохранению объектов культурного наследия превышает 1 год, цена его составляет или превышает верхний предельный размер, установленный Правительством РФ, и возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию. Такое изменение может быть осуществлено только при наличии решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации в зависимости от уровня бюджета закупки и при условии, что изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта (без учета срока получения положительного заключения экспертизы измененной проектной документации) и(или) цены контракта более чем на 30%;

 

- если контракт на выполнение строительных работ или работ по сохранению объектов культурного наследия не исполнен по независящим от сторон обстоятельствам, влекущим невозможность исполнения, либо по вине подрядчика в установленный контрактом срок, заказчик вправе однократно продлить срок исполнения контракта на срок, не превышающий указанный при заключении контракта срок его исполнения, при условии предоставления нового обеспечения исполнения контракта (если были внесены денежные средства определяется новый срок их возврата), а если неисполнение произошло по вине подрядчика ‑ при условии отсутствия у него неисполненных требований по уплате неустоек;

 

- если контракт заключен с единственным исполнителем в случаях осуществления закупок услуг естественных монополий, коммунальных услуг, услуг газоснабжения, подключения к сетям, по управлению многоквартирными домами, содержанию и ремонту помещений, переданных заказчикам в оперативное управление и безвозмездное пользование, юридических услуг в целях защиты интересов РФ за рубежом, а также при заключении договоров энергоснабжения или купли-продажи электроэнергии с гарантирующим поставщиком, аренды помещений, зданий и сооружений и в случае заключения Минздравом России контрактов с иностранными организациями на лечение граждан РФ.

 

Заказчикам будет предоставлено право заключить контракт с участником закупок, с которым он вправе заключать контракт при уклонении победителя (при условии согласия такого участника) в случае расторжения контракта, заключенного с победителем закупки. При заключении нового контракта необходимо будет учесть предложения, указанные в заявке этого участника, и долю уже исполненных обязательств по контракту, после предоставления обеспечения исполнения контракта.

 

Если же контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика, решение о заключении нового контракта может быть принято при условии включения исполнителя по контракту в РНП. Это правило не будет касаться случаев заключения контракта на поставку товаров для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо) с применением антидемпинговых мер.

 

Участникам закупок с преимуществами СМП, СОНКО, которые предложили цену контракта (сумму единичных расценок) на 25 и более процентов ниже установленных в извещении о закупке, и с которыми заключается контракт, будет предоставлен «льготный» режим предоставления обеспечения исполнения контракта:

 

- полуторакратный размер обеспечения будет рассчитываться не от НМЦК (начальной суммы единичных расценок), а от цены, по которой заключается контракт (но не менее аванса);

 

- размер обеспечения гарантийных обязательств не должен будет превышать 10% НМЦК;

 

- участник закупки будет освобожден от предоставления обеспечения исполнения контракта, если до заключения контракта предоставит информацию из реестра контрактов, заключенных заказчиками, подтверждающую исполнение этим участником (без учета правопреемства) в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в закупке 3 контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек, общая сумма цен которых будет не менее НМЦК, указанной в извещении и документации о закупке.

 

С 1 июля 2019 г. заключения по результатам «внешней» экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (отдельного этапа исполнения контракта) будут включаться в реестр контрактов.

С 1 октября 2019 года

Вступят в силу изменения, связанные с корректировкой требований к планированию закупок.

 

Так, будут исключены положения о ведении планов закупок, план-график станет единым документов планирования закупок, который будет составляться на очередной финансовый год и плановый период в соответствии с законами (актами) о бюджете соответствующего уровня бюджета РФ.

 

Помимо информации об объекте закупки, ИКЗ, объеме финансового обеспечения, сроках и периодичности закупки, в плане-графике будут содержаться включаемые в настоящее время в план закупок сведения об обязательном общественном обсуждении закупок, а также иные сведения, которые будут определены соответствующими актами Правительства РФ.

 

Согласно изменениям планы-графики будут формироваться в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ/планировании финансово-хозяйственной деятельности учреждений (предприятий) и утверждаться в течение 10 рабочих дней после доведения лимитов бюджетных обязательств (ЛБО)/утверждения плана ФХД (в зависимости от заказчика).

 

Изменения в планы-графики можно будет вносить при возникновении необходимости приведения их в соответствие с изменением требований к товарам, работам, услугам в рамках нормирования закупок, в связи с изменением объемов доведенных ЛБО, корректировкой плана ФХД или изменением соглашений о предоставлении субсидий, а также в связи с реализацией решений по итогам обязательного общественного обсуждения закупок, использования полученной при осуществлении закупок экономии. Общественное обсуждение закупок будет начинаться с даты размещения в ЕИС плана-графика.

 

В случае отмены закупки заказчики будут вносить изменения в план-график, если возникнет такая необходимость.

 

Вносить изменения в планы-графики можно будет не позднее чем за 1 день до дня размещения в ЕИС извещения о проведении закупки, направления приглашения принять участие в закрытой закупке или при заключении контракта с единственным поставщиком – не позднее чем за 1 день до дня его заключения. При этом предусматривается, что, несмотря на то, что планирование закупок на 2019 год должно будет осуществляться по правилам, действовавшим до дня вступления в силу этих изменений, с 1 июля 2019 г. изменения в планы-графики по каждому объекту закупки можно будет вносить в вышеуказанные сроки.

 

Существенно будут скорректированы положения об обосновании закупок: с 1 октября 2019 г. обоснованной будет признаваться закупка, осуществляемая в соответствии с положениями Федерального закона № 44-ФЗ о нормировании в сфере закупок и о расчете и обосновании НМЦК, цены контракта с единственным поставщиком или начальной суммы единичных расценок товаров, работ, услуг. При этом будут исключены полномочия Правительства РФ (и соответственно утратит силу соответствующий акт Правительства РФ) о порядке обоснования закупок и формы такого обоснования, а также будут исключены положения о проведении оценки обоснованности закупок в ходе проведения мониторинга закупок (положения о целях проведения мониторинга закупок будут исключены в полном объеме).

 

Соответствующее полномочие органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля о контроле обоснованности закупок также будет исключено. При этом будет скорректирован вызывающий правовую неопределенность срок выдачи предписаний такими органами контроля: они должны будут выдаваться до окончания срока подачи заявок, а не до начала закупки (как указано в действующей редакции, что вызывает разночтения).

 

Также с 1 октября 2019 г. извещение об осуществлении закупки должно будет содержать сведения об авансировании (если оно предполагается). При этом в контракт, условиями которого предусмотрено поэтапное выполнение и выплата аванса, нужно будет включать условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.

С 1 апреля 2020 г.

ЕИС будет обеспечивать контроль за соответствием информации об ИКЗ и непревышением объема финансового обеспечения для осуществления закупок, содержащихся в планах-графиках, извещениях об осуществлении закупок, протоколах, условиях проектов контрактов. Положения о контроле аналогичной информации, содержащейся в планах закупок, будут исключены.

 

Однако в период с 1 октября 2019 года по 31 марта 2020 года «казначейский» контроль за соответствием информации об ИКЗ и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок в плане-графике относительно планов закупок не будет осуществляться, вместо него будет контролироваться информация об объеме финансового обеспечения, включенного в планы-графики закупок относительно информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика.

 

Правительством РФ будет определен федеральный орган исполнительной власти, который пополнит перечень органов контроля, и на который будут возложены полномочия по осуществлению с использованием ЕИС контроля за соответствием информации об ИКЗ и непревышением объема финансового обеспечения в извещениях относительно информации в планах-графиках, в протоколах – относительно информации в извещениях, в условиях проектов контрактов – относительно сведений в протоколах. Порядок осуществления контроля этим органом контроля будет определен Правительством РФ.

 

При этом за Федеральным казначейством, государственными и муниципальными финансовыми органами и органами управления государственными внебюджетными фондами сохранятся полномочия по контролю за непревышением объема финансового обеспечения, включенного в планы-графики, над объемами финансирования, утвержденными и доведенными до заказчика, а также соответствием ИКЗ и непревышением объема финансового обеспечения для осуществления закупок, содержащихся в информации и документах, не подлежащих формированию и размещению в ЕИС.



Возврат к списку