Лицензия №1325-Б/С (Л035-01261-30/00388700) от 26.10.2015
  • Курсы повышения квалификации и профессиональной подготовки.
  • Организация семинаров, конференций.
  • Лицензирование медицинских организаций
  • Внесение данных ОРГАНИЗАЦИЯ в ЕГИСЗ (ФРМО,ФРМР)
  • Подготовка документов на ПЕРИОДИЧЕСКУЮ АККРЕДИТАЦИЮ

414000, Россия, г. Астрахань, ул. Набережная 1 Мая,
д.75/Шаумяна д.48 Литер А, 2 этаж, офис 5 ( г. Астрахань ул. Наб. 1 Мая/ ул. Шаумяна, 75/48, номера на поэтажном плане 11, антресоль, комната №13)
Горячая линия

ВЫПУСК №3 от 03.06г.

ВЫПУСК №3 от 03.06г.

ВЫПУСК №3 от 03.06г.



Продолжаем рубрику торгов. Тема: Закупка у единственного поставщика(далее по тексту ЕП):

Что нужно ПОМНИТЬ?

1.ДО КАКОГО МОМЕНТА МЫ МОЖЕМ ЗАКЛЮЧАТЬ ДОГОВОРА У ЕП?
Заказчик может разово закупать у ЕП любые товары, работы или услуги (далее по тексту ТРУ) на сумму договора не более 100 тыс. руб. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 93 годовой, но объем таких закупок не должен превышать 2 млн руб., или не должен превышать 5 % от совокупного годового объема закупок, и не должен составлять более чем 50 млн руб. Такие ограничения годового объема закупок не применяются в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений.

2.ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ При выборе неконкурентного способа определения поставщика заказчик должен учитывать как преимущества, так и недостатки этой процедуры. Преимущества закупки у ЕП: -Как правило, заказчик знает поставщика, имеет успешный опыт взаимодействия с ним. -Риск нарушения процедуры заключения контракта сведен к минимуму. -Закупка у ЕП проводится быстрее и проще, чем при выборе конкурентных способов закупок. - Заказчику не нужно отвлекать значительные ресурсы на проведение процедуры определения поставщика и заключения контракта. Недостатки неконкурентной процедуры -При закупке у ЕП заказчик не может снизить цену контракта, как, например, на электронном аукционе. Также ему сложно обеспечить наилучшие условия выполнения контракта, как, например, на открытом конкурсе, из-за отсутствия конкуренции.

Vnimanie.jpg
ФАС уделяет особое внимание именно этому способу закупки, так как он связан с широкими возможностями для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств. Заказчик может договориться с поставщиком в обход закона. Отдавая предпочтение закупке у ЕП заказчик должен понимать, что со стороны контролирующих органов повышенное внимание будет именно к неконкурентной процедуре, и ясно представлять свою ответственность в случае нарушений.

ФОРС-МАЖОРНЫЕ ОБСТАЯТЕЛЬСТВА И ЕП
Нередки случаи, когда заказчик заключает договор с ЕП, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы, не всегда отдавая себе отчет в том, что скрывается за этой формулировкой. Закон о контрактной системе 44-ФЗ разрешает неконкурентную процедуру при возникновении чрезвычайных ситуаций и форс-мажорных обстоятельств (непреодолимой силы), но необходимо учитывать, что может относиться к таким обстоятельствам. Гражданский кодекс РФ определяет обстоятельства непреодолимой силы как чрезвычайные и непредотвратимые (п. 3 ст. 401 ГК РФ). Именно эту особенность заказчик склонен упускать из вида. Рассмотрим конкретные ситуации.
КОНЕЦ ФИНАНСОВОГО ГОДА — не форс-мажор Может ли заказчик заключить контракт с ЕП, сославшись на п. 9 ч. 1 ст. 93 (обстоятельства непреодолимой силы), если ему выделены бюджетные средства в конце финансового года и для проведения конкурентных процедур времени, в течение которого эти средства могут быть использованы, недостаточно? Согласно п. 9 ч. 1 ст. 93 № 44-ФЗ при закупке ТРУ, необходимых для ликвидации последствий аварии, чрезвычайных ситуаций, обстоятельств непреодолимой силы, заказчик вправе заключить контракт с ЕП. Сделать это заказчик может при условии, что применение других способов определения поставщика, требующих затрат времени, нецелесообразно. Но недостаток времени для проведения конкурентных процедур сам по себе не обладает признаками чрезвычайности и непредотвратимости, а значит, не может быть отнесен к обстоятельствам непреодолимой силы. Поэтому такие действия заказчика будут неправомерными.
Vnimanie.jpg На практике Минэкономразвития России, ФАС России и арбитражные суды не признают поступление денежных средств в конце финансового года       обстоятельством непреодолимой силы.

ВРАВЕ ЛИ ЗАКАЗЧИК ЗАКЛЮЧИТЬ КОНТРАКТ С ЕП, СОСЛАВШИСЬ НА ОБСТОЯТЕЛЬСТВА НЕПРЕОДОЛИМОЙ СИЛЫ, ЕСЛИ ОН ПОЛУЧИЛ ИНФОРМАЦИЮ О ВОЗМОЖНОМ ВОЗНИКНОВЕНИИ АВАРИЙНОЙ (чрезвычайной) СИТУАЦИИ НА ПОДВЕДОМСТВЕННОМ ОБЪЕКТЕ ?

Если обстоятельства непреодолимой силы на момент заключения отсутствуют, то заказчик не вправе заключать контракт с единственным поставщиком, так как сама по себе возможность возникновения чрезвычайной ситуации не свидетельствует об объективном наличии такого обстоятельства.

Vnimanie.jpg
На практике арбитражные суды при рассмотрении подобных споров принимают решения в зависимости от того, имелись ли обстоятельства непреодолимой силы (аварийная ситуация) на момент заключения контракта. В данном случае заказчику целесообразнее провести запрос котировок.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА СПУСТЯ ДЛИТЕЛЬНОЕ ВРЕМЯ ПОСЛЕ АВАРИИ. Прав ли заказчик, если авария на подведомственном объекте уже произошла, и он, спустя длительное время после ее возникновения, заключил контракт с ЕП для выполнения противоаварийных работ, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы? Если для проведения конкурентных процедур времени было достаточно, то контролирующие органы могут расценить действия заказчика, как неправомерные. Заказчик вправе заключить контракт с ЕП при закупке работ, необходимых для ликвидации последствий аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, обстоятельств непреодолимой силы, но сделать это заказчик может только при условии, что применение других способов определения подрядчика, требующих затрат времени, нецелесообразно. Поэтому, если заказчик заключает контракт с единственным подрядчиком ЕП устранению аварийной ситуации, возникшей задолго до этого, то он явно неправ. Vnimanie.jpg
Арбитражные суды при рассмотрении подобных споров принимают решения в зависимости от того, было ли у заказчика время осуществить закупку конкурентным способом.



ВЫВОДЫ:
1.Случаев, когда заказчик может проводить закупку у единственного поставщика, стало больше. Законодатели пошли навстречу участникам контрактной системы и расширили перечень до 43 пунктов.
2.Однако это не означает, что заказчик должен делать выбор в пользу неконкурентной процедуры, каждый раз, когда ему это удобно.
3.Заказчикам необходимо помнить об ограничениях и соблюдать все законодательные регламенты, внимательно изучая формулировки и вникая в их тонкости.
4.А поставщикам до заключения контракта нужно внимательно читать документацию заказчика, анализировать информацию, вникая в детали.
5.Важно отслеживать ситуации, когда заключение контракта может оказаться неправомерным, не дожидаясь, когда такой договор будет расторгнут на основании решения контролирующего органа или суда.


С уважением, Ольга Степанцева, 29 июня 2015

Возврат к списку