Применение профстандартов «Специалист в сфере закупок» и "Эксперт в сфере закупок" в ФЗ 44 И ФЗ 223
Итак, как применить стандарты в сфере закупок в рамках закупочных систем ФЗ44 и ФЗ 223?
Профессиональный стандарт «Специалист в сфере закупок»
Наименование вида профессиональной деятельности, на который распространяется данный стандарт, сформулирован как «деятельность по осуществлению, контролю и управлению закупками для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд». Таким образом, стандарт распространяется как на закупки в рамках 44-ФЗ, так и в рамках 223-ФЗ.
Стандарт включает в себя 4 обобщенные трудовые функции и 9 соответствующих каждой из них трудовых функций:
Обобщенные трудовые функции | Трудовые функции |
---|---|
1. Обеспечение закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд | 1. Предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы, услуги |
2. Подготовка закупочной документации | |
3. Обработка результатов закупки и заключение контракта | |
2. Осуществление закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд | 4. Составление планов и обоснование закупок |
5. Осуществление процедур закупок | |
3. Экспертиза результатов закупок, приемка контракта | 6. Проверка соблюдений условий контракта |
7. Проверка качества представленных товаров, работ, услуг | |
4. Контроль в сфере закупок | 8. Мониторинг в сфере закупок |
9. Аудит и контроль в сфере закупок |
Обратим внимание, что не все трудовые функции в полной мере могут относиться к практике применения сразу обоих законов. Например, ни о каком обосновании закупок в 223-ФЗ в отличие от 44-ФЗ не упоминается, хотя, конечно, такая процедура может в принципе предусматриваться положением о закупке конкретного заказчика. Кроме того, мониторинг, аудит и контроль в сфере закупок как в рамках 44-ФЗ, так и в рамках 223-ФЗ вообще относятся не к полномочиям заказчиков, а к полномочиям государственных и муниципальных органов. В этой связи рассмотрим, с какими возможными должностями соотнесены трудовые функции стандарта:
Обобщенные трудовые функции | Возможные наименования должностей сотрудников |
---|---|
1. Обеспечение закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд |
|
2. Осуществление закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд |
|
3. Экспертиза результатов закупок, приемка контракта |
|
4. Контроль в сфере закупок |
|
Как можно понять из приведенной таблицы, на практике возможны различные комбинации.
Например, если у заказчика, осуществляющего закупки только по 223-ФЗ, работает один сотрудник, который занимается всеми вопросами, связанными с закупками, то его должность должна называться «ведущий специалист по закупкам», поскольку именно такая должность позволяет выполнять все три первые обобщенные трудовые функции, которые могут относиться к деятельности заказчика.
Если закупками у заказчика занимается группа сотрудников, то каждый из этих сотрудников может заниматься выполнением своей собственной обобщенной трудовой функции в соответствии со своей должностью, например, обеспечением закупок – специалист, осуществлением закупок – старший специалист или консультант, а экспертизой результатов и приемкой результатов контракта – ведущий специалист или руководитель подразделения (его заместитель).
Что же касается последней обобщенной трудовой функции по контролю в сфере закупок, то, как уже говорилось выше, в отношении заказчиков как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ она неприменима.
К сотруднику, выполняющему ту или иную обобщенную трудовую функцию, предъявляются в соответствии со стандартом определенные требования:
Обобщенные трудовые функции | Предъявляемые требования |
---|---|
1. Обеспечение закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд | Среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки в сфере закупок |
2. Осуществление закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд | Высшее образование – бакалавриат, дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации/или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок, опыт практической работы – не менее 3 лет в сфере закупок. |
3. Экспертиза результатов закупок, приемка контракта | Высшее образование – специалитет, магистратура; дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации/или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок, опыт практической работы – не менее 4 лет в сфере закупок. |
4. Контроль в сфере закупок | Высшее образование – специалитет, магистратура; дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации/или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок, опыт практической работы – не менее 5 лет в сфере закупок, в том числе на руководящих должностях не менее 2 лет. |
Как показывает приведенная таблица, если у заказчика закупками (в том числе приемкой результатов контракта) занимается, например, только один сотрудник, то он должен отвечать достаточно высоким требованиям – иметь высшее образование по специалитету или магистратуре, пройти дополнительное профессиональное образование в сфере закупок и иметь опыт практической работы в сфере закупок не менее 4 лет. Если же таких сотрудников несколько и они выполняют разные обобщенные трудовые функции, то требования к ним могут предъявляться разные в зависимости от выполняемой функции. Самые высокие требования в любом случае предъявляются сотруднику, который занимается приемкой результатов контракта.
В зависимости от сложности каждой обобщенной трудовой функции в стандарте присвоен свой уровень квалификации12 : самый низкий (5-й) у первой функции «Обеспечение закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд», а самый высокий (8-й) – у последней «Контроль в сфере закупок». Вторая и третья обобщенные трудовые функции соотнесены с 6-м и 7-м уровнями квалификации соответственно. В принципе, уровни квалификации коррелируют с предъявляемыми требованиями – чем выше требования, тем выше и уровень.
В рассматриваемом стандарте каждая трудовая функция, входящая в состав обобщенной трудовой функции (см. Таблицу 1), в свою очередь, расписана по составляющим ее трудовым действиям, необходимым умениям и знаниям.
Пример 1
Рассмотрим трудовую функцию «предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы, услуги».
Для выполнения этой функции сотрудник должен осуществлять следующие трудовые действия:
1. Обрабатывать и анализировать информацию о ценах на товары, работы, услуги.
2. Готовить и направлять приглашения к определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) различными способами.
3. Обрабатывать, формировать и хранить данные, информацию, документы, в том числе полученные от поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Для выполнения указанных трудовых действий сотрудник должен обладать следующими умениями:
1. Использовать вычислительную и иную вспомогательную технику, средства связи и коммуникаций.
2. Создавать и вести информационную базу данных.
3. Изготавливать документы, формировать, архивировать, направлять документы и информацию.
4. Обобщать полученную информацию, цены на товары, работы, услуги, статистически ее обрабатывать и формулировать аналитические выводы.
И, наконец, сотрудник должен обладать следующими знаниями:
1. Требования законодательства РФ и нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в сфере закупок.
2. Основы гражданского, бюджетного, земельного, трудового и административного законодательства в части применения к закупкам.
3. Основы антимонопольного законодательства.
4. Основы бухгалтерского учета в части применения к закупкам.
5. Особенности ценообразования на рынке (по направлениям).
6. Методы определения и обоснования начальных максимальных цен контракта.
7. Основы информатики в части применения к закупкам.
8. Этика делового общения и правила ведения переговоров.
9. Дисциплина труда и внутренний трудовой распорядок.
10. Требования охраны труда.
Кроме того, при выполнении трудовой функции сотрудник должен следовать ряду этических норм (соблюдать этику делового общения, не разглашать материалы рабочих исследований и т.д.).
Отметим, что опять же не все трудовые действия, содержащиеся в стандарте, могут одновременно относиться к закупочной деятельности как по 223-ФЗ, так и по 44-ФЗ. Например, трудовая функция «составление планов и обоснование закупок» содержит трудовое действие «разработка плана-графика и осуществление подготовки изменений для внесения в план-график». В деятельности заказчика, который ведет закупочную деятельность только в рамках 223-ФЗ, никакие планы-графики не предусмотрены, этот заказчик составляет только планы закупки. Однако если потенциально заказчик может попасть под действие 44-ФЗ (например, получить бюджетную инвестицию, расходование средств которой предусмотрено с применением именно этого закона, предусматривающего применение планов-графиков), то рекомендуется сразу включать данные трудовые действия в должностные инструкции сотрудников с добавлением оговорки «в установленных законодательством РФ случаях».
Профессиональный стандарт «Эксперт в сфере закупок»13
Данный стандарт включает следующие обобщенные трудовые функции и соотнесенные с ними трудовые функции:
Обобщенные трудовые функции | Трудовые функции |
---|---|
Консультирование в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд | Мониторинг рынка предмета закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд |
Консультирование по закупочным процедурам | |
Экспертиза в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд | Экспертиза закупочной процедуры |
Экспертиза исполнения и результатов исполнения контракта | |
Организация работ по экспертизе и консультированию в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд | Управление организацией, обеспечивающей консультирование и экспертизу в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд |
Проведение аттестации (оценки профессиональной квалификации) и контроль повышения профессионального уровня работников в структурном подразделении или в организации | |
Исследование теоретических и практических проблем закупочной деятельности |
К практической деятельности заказчиков здесь может быть отнесена только трудовая функция «экспертиза исполнения и результатов исполнения контракта». Причем эта функция может реализовываться только в рамках 44-ФЗ, который обязывает заказчиков проводить экспертизу для проверки предоставленных поставщиком результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта, но позволяет заказчику в определенных случаях проводить ее, не привлекая внешних экспертов, а «своими силами»14. Возможная должность, которую занимает сотрудник заказчика, осуществляющий эту функцию – контрактный управляющий. К нему предъявляются достаточно высокие требования – наличие высшего образования (специалитет, магистратура), наличие дополнительного профессионального образования (программы повышения квалификации /или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок), наличие опыта практической работы в сфере закупок не менее 4 лет.
Пример 2
Для выполнения функций контрактного управляющего сотрудник должен осуществлять следующие трудовые действия:
1. Осуществление экспертизы выполнения контракта.
2. Осуществление экспертизы соответствия результатов, предусмотренных контрактом, условиям контракта.
3. Осуществление проверки соответствия фактов и данных при экспертизе результатов, предусмотренных контрактом, условиям контракта.
4. Осуществление проверки соответствия качества товаров, услуг, работ при экспертизе результатов, предусмотренных контрактом, условиям контракта.
5. Составление и оформление по результатам экспертизы документа в виде заключения.
Для выполнения указанных трудовых действий сотрудник должен обладать следующими умениями:
1. Использовать вычислительную и иную вспомогательную технику, средства связи и коммуникаций.
2. Выявлять при осуществлении экспертизы нарушения выполнения контракта.
3. Выявлять при осуществлении экспертизы нарушения результатов, предусмотренных контрактом.
4. Выявлять при осуществлении проверки нарушения качества товаров, услуг, работ.
5. Составлять и оформлять по результатам экспертизы документ в виде заключения.
И, наконец, для выполнения данной трудовой функции сотрудник должен обладать достаточно широким кругом следующих знаний:
1. Требования законодательства РФ и нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в сфере закупок.
2. Основы гражданского, бюджетного, трудового и административного законодательства в части применения к закупкам.
3. Экономические основы и особенности ценообразования на рынке по направлениям.
4. Основы бухгалтерского учета в части применения к закупкам.
5. Основы статистики в части применения к закупкам.
6. Особенности составления закупочной документации.
7. Порядок установления ценообразующих факторов и выявления качественных характеристик, влияющих на стоимость товаров, работ, услуг.
8. Особенности претензионной работы.
9. Методология проведения экспертизы соответствия результатов, предусмотренных контрактом, условиям контракта.
10. Этика делового общения и правила ведения переговоров.
11. Дисциплина труда и внутренний трудовой распорядок.
12. Требования охраны труда.
Также как и в предыдущем стандарте (см. выше) к сотруднику предъявляются требования по соблюдению ряда этических норм. Уровень квалификации сотрудника в данном случае – 7.
9 Приказ Минтруда России от 10.09.2015 № 625н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок» и Приказ Минтруда России от 10.09.2015 № 626н «Об утверждении профессионального стандарта «Эксперт в сфере закупок».
10 Ч. 6 ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
11 Для сравнения – такое положение, например, содержится в приказах Минтруда РФ, утвердивших профессиональные стандарты в сфере социального обслуживания.
12 См. Приказ Минтруда России от 12.04.2013 № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов».
13 Приказ Минтруда России от 10.09.2015 № 626н «Об утверждении профессионального стандарта «Эксперт в сфере закупок».
14 Части 3 и 4 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Источник:
http://www.rosmintrud.ru/ministry/about/
https://www.otc.ru/